Пропустить доступные курсы

Доступные курсы

  • Учебная дисциплина Психология общения

  • Лекция № 1.  ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ.

    «…одухотворенный русский язык - душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ… становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша - в словах, нами произносимых».

    Профессор, доктор филологических наук В.Ю. Троицкий

     

    «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет». Академик Д.С. Лихачев

    «Язык – это народ. Когда я говорю о спасении России, я говорю о спасении языка».

    Писатель В.И. Белов

    «Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык,

    на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка

    будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа…».

    Поэт Вильгельм Кюхельбекер (1797 -1846).

    Опорные слова и словосочетания:

    знаковая система, мировой и государственный язык, современный русский литературный язык; функции языка; норма; разделы языка.

    ПЛАН ЛЕКЦИИ:

    1. Язык как знаковая система и общественное явление.

    2. Разделы науки о языке и основные понятия, которые они изучают.

    3. Понятие языковой нормы, ее функции и типы.

    4. Происхождение русского языка (РЯ)

    5. РЯ как мировой и как государственный язык.

    6. РЯ и электронная письменная речь в компьютерных технологиях.

    7. Русский язык как государственный язык

    8. Современный русский  литературный язык.

    9. Функции языка.

    1. Язык как система и общественное явление.

    Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, это не нагромождение слов, звуков, правил, а упорядоченная система (от греч. systema – целое, составленное из взаимосвязанных элементов). Современные представления о системе языка связаны с учением о его уровнях, их единицах и отношениях.

    Выделяются следующие основные уровни языка: фонемный, морфемный, лексический, синтаксический. Каждый из этих уровней обладает своими единицами, имеющими разные назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка.

    ´  Из каких элементов состоят языковые уровни?

    Фонемный уровень составляют фонемы, морфемный – морфемы, лексический – слова, синтаксический – словосочетания и предложения.

    ФОНЕМА как самая простая единица языка неделима и не имеет значения, но она служит для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, слова пот – мот – кот различаются звуками [п], [м], [к], представляющими собой разные фонемы.

    МОРФЕМА (корень, суффикс, приставка, окончание) – минимальная значимая единица. Морфемы имеют какое-либо значение, но самостоятельно не употребляются.

    Например, в слове москвичка 4 морфемы: москв-, -ич-, -к-,-а-. Корень -москв- указывает на местность; -ич-(суффикс) обозначает лицо муж. пола – жителя Москвы;  суффикс -к- означает лицо жен. пола – жительницу Москвы; окончание –а -указывает, что данное слово является ИС ж. р. ед. ч. им.п.

    СЛОВО минимальная назывная единица языка, служащая для названия предметов, процессов, признаков или указывающая на них. В структурном плане слово состоит из морфем и представляет собой «строительный материал» для словосочетаний и предложений.

    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – соединение двух слов или более слов, между которыми есть смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слов: новая книга, ставить пьесу, каждый из нас.

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ – наиболее сложная и самостоятельная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Важнейшим признаком предложения является его смысловая оформленность и законченность. В отличие от слова – единицы назывной – предложение является единицей коммуникативной.

    Единицы языка являются знаками.

    Свойства знака:

    -знак должен быть материальным, доступным восприятию;

    -знак направлен на значение;

    -содержание и форма знака определяются различительными признаками;

    -знак – всегда элемент системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе. Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова – это самые многочисленные и главные знаки в языке.

    Не являются знаками фонемы, т. к. у них нет значения.

     

    Язык и общество

    Язык как основное средство человеческого общения существует только в обществе людей: нет языка вне общества и нет общества без языка. В период возникновения и развития человеческого общества язык способствовал осуществлению совместной деятельности людей, их сплочению, передаче опыта от одного поколения другому.

    Таким образом, язык – это прежде всего социальное явление, поэтому все изменения общественной структуры отражаются в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по своему социальному положению, по уровню образования, по месту жительства, по возрасту, полу и т. д. Различия существуют в речи городских и сельских жителей, людей с высшим образованием и малограмотных людей и т. д. В речи людей, имеющих одну профессию, встречаются слова, непонятные «непосвященным», – это профессиональный жаргон. А в некоторых случаях различия в языке людей зависят еще и от их пола.

    Например, в языке индейцев яна (Северная Калифорния) мужчины называют какой-либо предмет одним словом, а женщины – другим. В Японии речь девушек гораздо более богата и разнообразна, чем речь юношей, потому что это является необходимым требованием к образованию девушки при подготовке ее к семейной жизни.

    Наука, изучающая социальное расслоение языка, называется социолингвистикой. Социолингвисты установили, что социальный статус человека во многом зависит от того, насколько в его речи соблюдаются нормы, свойственные людям соответствующего круга.

    Язык – это народ и  душа нации в прямом и переносном смыслах: он существует в сознании народа, выражая его творчество, хранит историческую память о традициях, хозяйстве, культуре народа. С другой стороны, язык сам входит в культуру, является самым важным ее компонентом. Уровнем развития культуры определяется степень развитости языка, богатство его выразительных, образно-изобразительных средств. Язык сохраняется, несмотря на всякие гонения, репрессии, направленные на говорящих на нем людей; язык сохраняется при любом политическом строе. Язык можно уничтожить только одновременно с уничтожением народа, который думает, мыслит, говорит, творит на данном языке. В годы ВОВ Анна Ахматова написала: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».

    2. Разделы науки о языке.

    ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

    ОРФОГРАФИЯ  –  раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

    ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ –  РНЯ,  в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов. Изучаемые понятия: моносемы и полисемы, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.

    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ РНЯ, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, сл/о и ф/о морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.

    МОРФОЛОГИЯ – РНЯ, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.

    СИНТАКСИС – РНЯ, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (ССП, СПП, БСП); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).

    ПУНКТУАЦИЯ – РНЯ, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.

    СТИЛИСТИКА – РНЯ, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, ОД), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.

    КР – раздел языкознания, в котором изучаются нормы ЛЯ в его устной и письменной формах. Изучаемые понятия: нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая.

    3. Понятие языковой нормы (ЯН).

    ЯНэто традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений. Вопрос о норме возникает тогда, когда есть два и более претендента на нее, например: нормативное киломéтр или ненормативное [*] *килóметр, нормативное договóр и ненормативное *дóговор и т.д.

    Норма обязательна и охватывает все стороны языка. Различают нормы письменные и устные.

    Письменные ЯН – это прежде всего орфографические и пунктуационные нормы. Например, написание Н в слове гостиНая, и НН в слове стариННый подчиняется определенным орфографическим правилам. А постановка тире в предложении Москва – столица России объясняется пунктуационными нормами современного РЯ.

    Устные нормы подразделяются на  грамматические,  лексические и  орфоэпические (фонетические).

    •Орфоэпические (фонетические) нормы – это произносительные нормы устной речи (например, му[з]ей, було[шн]ая) и нормы постановки ударений в словах. Их изучает орфоэпия (от греч. orthos – "правильный" и  epos – "речь").

    ´    Поставьте ударение в словах «торты», «понять», «каталог», «квартал», «ходатайство», «флюорография», «звонит», «мизерный», «мышление», «иначе».

    Соблюдение норм произношения имеет важное значение для качества нашей речи. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается и высказывание во всей своей полноте не воспринимается.

    Об ударениях в словах следует справляться в "Орфоэпическом словаре". Произнесение слова фиксируется также в орфографических и толковых словарях. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, форумах.

    •Лексические нормы – это правила применения слов в свойственном им лексическом значении.

    ´    Объясните различие в значении слов невежа-невежда, одеть-надеть, чувственный-чувствительный, эффектный-эффективный.

    Ошибкой является также употребление глагола *ложить вместо класть. Несмотря на то, что глаголы «ложить» и «класть» имеют одно и то же значение, класть – это нормативное литературное слово, а ложить – просторечное. Ошибкой являются выражения: *Я ложу книгу на место, *Он ложит папку на стол и т.д.  Я кладу книги на место, Он кладет папку на стол.

    •Морфологические нормы – это правила использования форм разных частей речи.

    ´  Данные слова поставьте в род. падеже и мн.ч.: одна кочерга – пять...,одно дно – много …, одна туфля – пара…

    •Синтаксические нормы – это правила правила построения предложений.

    ´    В данном предложении найдите и исправьте ошибку: Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа.

    •Стилистические нормы – это правила использования в том или ином языковом стиле присущих именно ему языковых средств.

    В данном предложении найдите и исправьте ошибку: Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста.

    Литературный язык надо оберегать от всего, что может повредить ему. В качестве тех, кто бережет язык (литературный), выступают ученые–языковеды, писатели, журналисты, общественные и культурные деятели. Современный ЛЯ, не без влияния средств массовой информации, заметно меняет свой статус: норма становится менее жесткой, допускающей вариантность.

     

    4. Происхождение РЯ. Генеалогическая классификация языков.

    По разным подсчетам, на земном шаре существует около 7000 языков. Указать более точную цифру невозможно, поскольку трудно разграничить самостоятельные языки и диалекты одного и того же языка. Известны и так называемые мертвые языки, которые в настоящее время не ис­пользуются в общении, однако сохранились благодаря пись­менным памятникам. В число мертвых языков входят, например, латынь и древнегреческий язык.

    Наиболее распространенными языками мира являются английский (99 стран), его носителем являются 340 тыс. англичан, и 1,5 млрд. человек владеют им по всей земле; китайский (33 страны) – его носителем являются около 1,2 млрд. жителей КНР, а во всём мире им владеют более 1,3 млрд. человек; испанский (31 страна), 550 млн. человек во всём мире говорят на нём, а для 400 миллионов он является родным языком; арабский (60 стран) является родным языком для 242 млн. жителей, а всего в мире им владеют около 320 млн. человек; французский (51 страна) относят к самым распространённым и востребованным языкам мира; его носителем являются около 80 млн. французов, а всего по-французски в мире могут изъяснятся 280 млн. человек. РЯ по числу владеющих им занимает 6 место в мире (260 млн.) Около 166 млн. человек, проживающих на территории РФ говорят по-русски. Это один из государственных языков Белоруссии. Также русский является официальным в странах Казахстана и Киргизии. Во всём мире русским владеют порядка 260 млн. человек.

    Давно замечено, что некоторые языки мира имеют черты сходства: похоже звучат многие слова, близкими по звучанию являются и некоторые окончания. Например, термины родства (мать, сын), названия частей тела, числительные от 1 до 10; местоимения (я, ты, тот, кто, что), а также названия животных, растений и орудий труда. А окончания просто не могут заимствоваться одним языком из другого.

    Таблицу перенесите в тетрадь. Русские слова укажите сами.

    Английский язык

    Немецкий язык

    Французский язык

    тоthеr

    Миttеr

    теrе

    sistеr

    Schwestеr

    soеur

    поsе

    Nаsе

    пеz

    thrее

    drei

    trois

    I

    ich

    jе

    wolf

    Wolf

    lоир

     

     

     

     

     

     

     

     

    Очевидно, что в прошлом эти языки представляли собой единый язык (праязык или язык-основу). А носители праязыка в силу тех или иных причин разделились на несколько языковых коллективов, которые постепенно изменились, хотя и сохранили черты сходства.

    Существует генеалогическая классификация языков, в соответствии с которой все языки объединяются в семьи, т.е. большие совокупности языков, находящиеся друг с другом в родстве. Внутри семей выделяются группы, в которые входят языки, состоящие в более близком родстве. Языковые группы называют ветвями. Группы могут, в свою очередь, делиться на подгруппы, которые включают близкородственные языки. Генеалогическая классификация охватывает языки всех континентов земного шара.

    ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯодна из крупнейших языковых семей. В её основе лежал праиндоевропейский язык, который уже к 3 тысячелетию до н. э. распался на отдельные языки. Вероятно, первоначальной территорией, на которой жили и/е племена, была Центральная Европа. В связи с постоянным ростом численности и поиском удобных территорий для проживания племена индоевропейцев мигрировали. В настоящее время территория распространения и/е языков простирается от Атлантического океана до Центральной Азии на востоке и от Скандинавии на севере до Средиземного моря на юге.  В последние 500 лет область распространения индоевропейских языков еще больше увеличилась: английский, испанский, французский, португальский и нидерландский языки стали использоваться  практически на всех материках. В состав индоевропейской семьи входят многие языки Европы и Азии, в том числе и РЯ.

    Посмотрите на  ДРЕВО ЯЗЫКОВ: славянские ветви вырастают из мощного ствола — индоевропейской языковой семьи. В эту семью также входят индийская (или индоарийская), иранская, греческая, италийская, романская, кельтская, германская, балтийская группы языков, армянский, албанский и др. языки. Из всех индоевропейских языков славянским наиболее близки балтийские языки: литовский, латышский и мертвый прусский язык, исчезнувший к началу 18в. Распад индоевропейского языкового единства относят обычно к началу II тысячелетия до н.э. Видимо, тогда же проходили процессы, приведшие к возникновению праславянского языка, к его выделению из индоевропейского.

    Праславянский язык — это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Однако его можно восстановить путем сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками. ПЯ роднит все славянские языки, наделяя их множеством сходных признаков, значений, звучаний… Сознание славянского языкового и этнического единства нашло отражение уже в древнем самоназвании всех славян — словене (*s1оvěnе). По мнению академика О. Н. Трубачева, это этимологически что-то вроде «ясно говорящие, понятные друг другу». Это сознание сохранялось и в эпоху образования древних славянских государств и народов. Славяне постоянно расширяли занимаемые ими земли. Они участвовали и в великом переселении народов в IV-VII веках. К концу праславянского периода славяне занимали обширные земли в Центральной и Восточной Европе, простиравшиеся от побережья Балтийского моря на севере до Средиземного на юге, от реки Эльбы на западе до верховьев Днепра, Волги и Оки на востоке. Со временем контакты между отдельными славянскими племенами ослабли, в результате чего произошло разделение славян на восточных, южных и западных.

    Итак, РЯ относится к группе славянских языков, которые делятся на три подгруппы: восточную - языки русский, украинский, белорусский; южную - языки болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский; западную - языки польский, чешский, словацкий, кашубский, лужицкий. Восходя к одному и тому же источнику - общеславянскому языку, все славянские языки близки друг к другу, о чем свидетельствует сходство ряда слов, а также явлений фонетической системы и грамматического строя. Запишите примеры.

    НАПРИМЕРрус. племя, болг. племе, сербское плёме, польское plemiê, чешское plémě; рус. глина, болг. глина, чеш. hlina, пол. glina; рус. лето, болг. лято, чеш. léto, пол. lаtо; рус. красный, сербское крáсан, чеш. krásný; рус. молоко, болг. мляко, серб. млеко, пол. mieko, чеш. mléko и т.д.

    5. Русский язык как мировой и как государственный язык.

    С 1945 г. Уставом ООН русский язык признан одним из официальных языков мира. В начале XXI в. в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 млн человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России (143,7 млн. по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.) и в других государствах (88,8 млн.), входивших в состав СССР. РЯ по абсолютному числу владеющих им занимает шестое место в мире, но не этот признак является главным при определении мирового языка. Для "мирового языка" существенно не само число владеющих им, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоев населения в разных странах. Большое значение имеет общечеловеческая значимость художественной литературы, всей культуры, созданной на данном языке (Костомаров В.Г. Русский язык в международном общении // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С. 445).

    РЯ широко применяется в различных сферах международного общения: на переговорах стран-участниц СНГ, на форумах международных организаций, в том числе ООН, на телевидении, в сети Интернет, в международной авиационной и космической связи. РЯ является языком международного научного общения, используется на многих международных научных конференциях по гуманитарным и естественным наукам. РЯ и литература изучаются в ведущих университетах США, Германии, Франции, Китая и других стран.

    РЯ, как и другие "мировые языки", отличается высокой информативностью, т.е. широкими возможностями выражения и передачи мысли. Информационная ценность языка зависит от качества и количества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях.

    Традиционной сферой использования русского языка за пределами Российской Федерации были республики в составе Советского Союза; он изучался в странах Восточной Европы (Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, ГДР), а также студентами из разных стран мира, обучавшимися в СССР. Его изучают в Европе и США, Индии и Китае.

    Интерес к русскому языку за рубежом во многом зависит как от политических факторов (стабильность общественной обстановки в России, развитие демократических институтов, готовность к диалогу с зарубежными партнерами), так и культурных факторов (интерес в России к иностранным языкам и культурам, совершенствование форм и методов преподавания русского языка).

    В условиях расширения международного общения на русском языке качество речи людей, для которых русский язык является родным, становится существенным фактором его дальнейшего развития.

    6. Русский язык и электронная письменная речь в компьютерных технологиях

    Глобализация процессов коммуникативного сотрудничества в современном мире в результате распространения компьютерных сетей ведет к расширению числа лиц, использующих в общении "мировые" языки. Новые условия коммуникации повышают ответственность каждого человека за судьбу родного языка, который он использует в общении, правильность их употребления, а технические возможности компьютерных технологий помогают современному человеку проверить правильность написания и точность употребления слов, отредактировать и красиво оформить текст. Однако никакая технология не поможет наполнить текст нужным содержанием, сделать речь человека одухотворенной, красивой не только по форме, но и по сути. Поэтому в новых условиях электронного общения роль культуры речи должна повышаться прежде всего, благодаря глубокому внутреннему осознанию участниками информационного обмена своей личной роли и ответственности за то, как будет развиваться родной язык.

    7. Русский язык как государственный язык

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Одновременно РЯ является вторым государственным языком в Белоруссии, официальным языком в Казахстане, Киргизии, в Южной Осетии, в части Молдавии. Знание государственного языка является обязательным для должностных лиц государственных учреждений, именно на нем составляется вся официальная документация. Как государственный РЯ активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском языке работают центральные и местные учреждения федерального уровня, осуществляется общение между субъектами Федерации. РЯ используется в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте.

    Указом президента РФ 2007 год был объявлен Годом русского языка, в рамках которого проводились культурно-просветительские, научные и образовательные мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы и на поддержку программ их изучения в России и за рубежом. 6 июня 2011 года указом президента день 6 июня (день рождения А. С. Пушкина) был объявлен «Днём русского языка», который будет отмечаться ежегодно.

    Русский  национальный язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также социальные жаргоны.

    8. Высшей формой национального русского языка является современный русский  литературный язык.

    ´  А ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННЫЙ?

    По отношению к русскому языку этот термин употребляется в двух значениях: 1) современный - язык от эпохи А. С. Пушкина до наших дней; 2) современный – язык середины и второй половины XX века. Так, когда мы читаем А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова и их современников, мы воспринимаем их язык как свой, родной, но в некоторых случаях уже нужны комментарии и разъяснения, т.к. от эпохи Пушкина до наших дней прошло более 150 лет. За это время язык изменился: изменились некоторые произносительные и грамматические нормы, стало иным значение некоторых слов, значительно пополнилась лексика. Например, не щадя живота своего (жизнь); глаголом жги сердца людей (слово); народ валил на позор царицы; пиит – поэт.

    Таким образом, современный русский литературный язык как предмет изучения – это высшая разновидность национального русского языка, обладающая нормированностью и системой стилей, представляющая собой системную и структурную организацию языковых уровней.

    Литературный язык (ЛЯ) – это нормированный язык, обслуживающий разнообразные  культурные потребности народа и обработанный мастерами слова (писателями, поэтами, учёными). ЛЯ всегда опирается на определённые языковые правила (нормы). ЛЯ – это язык культуры; язык образованных людей. Ему присуще наличие определенных норм (правил словоупотребления, ударения, произношения и т.д.), соблюдение которых имеет общеобязательный характер независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка.

     

    9. Функции языка

    - познавательная (язык как средство познания, орудие мышления);

    -аккумулятивная «собиратьнакапливатьсосредоточивать» (язык как хранитель национальной культуры);

    -коммуникативная (язык как орудие общения, выразитель отношений, эмоций, воздействия);

    -личностно-образующая (язык как инструмент развития и воспитания).

    Можно выделить другие частные функции языка:

    сохраняющая опыт поколений и передающая его следующим поколениям; вопросительная; побудительная (средство призыва); экспрессивная (выражение настроений, эмоций); эстетическая (средство эстетического воздействия); функция индикатора, показателя принадлежности к определенной группе людей.

    РЯ, как и всякий язык – это прежде всего средство общения. М.В. Ломоносов в предисловии к «Российской грамматике» (1755г.) отмечал, что человеческое общество без языка «подобно несобранной машине», части которой «лежали бы врозь и в бездействии». Если бы каждый человек  не мог изъяснить своих понятий другому, то сама жизнь людей была бы бесполезной, «едва ли не хуже жизни диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням»: «Слово дано человеку, чтобы свои понятия сообщить другому».

     

    Контрольные вопросы и задания:

    1. Подумайте над смыслом эпиграфов, предложенных к теме лекции, и письменно прокомментируйте по выбору два из них. Как вы думаете, почему именно язык, а не территория, не людские и материальные ресурсы, не денежная или товарная масса и даже не достижения искусства является самой большой ценностью народа?

    2. Изучите и законспектируйте вопрос «Понятие языковой нормы (ЯН). Основные виды норм». Письменно выполните задания, предложенные на каждый вид языковой нормы.

    3. Расскажите о происхождении русского языка.

    4. Оxарактеризуйте понятия «русский язык как мировой и как государственный язык», «современный русский язык», «русский литературный язык».

    5. Назовите основные функции языка.

    Литература

    1. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч-1., Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М.: Просвещение, 1987.

    2. Современный русский литературный язык. Под редакцией Н.М. Шанского. Л., 1988.

    3. Белошапкова В.А. Современный русский язык. М.: Высшая школа, 1981.

    4. Современный русский литературный язык. Под редакцией П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2002.

    5. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1978.

  • Материалы для выполнения практических заданий

  • Теория и методика экологического образования

  • Дискретная математика:

    Тема 1. Множества

    Тема 2. Элементы комбинаторики

    Тема 3. Элементы теории графов

    Тема 4. Математическая логика

    Тема 5. Логика предикатов, формальные системы и умозаключения

    Тема 6. Элементы теории и практики кодирования

  • ПМ03 Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности


Пропустить Навигация

Навигация

Пропустить Календарь

Календарь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
Сегодня понедельник 21 мая 21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31    
Пропустить Вход